Развитие речи и формирование готовности детей к овладению грамотой
Одним из важнейших критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:
умение выделять заданный звук в потоке речи;
умение определять позицию звука в словах(в начале, в середине, в конце);
владение навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.
Умение членить слова на слоги.
Умение составлять предложения из 3–4 слов.
Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
Умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.
Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым).
Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.
Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике
Счет и отсчет предметов заданного количества.
Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.
Умение называть предыдущее и последующее число для исходного.
Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.
Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Знание знаков +, -, =, умение пользоваться арифметическими знаками действий.
Умение соотносить цифру и число предметов.
Способность составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
Знание геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник.
Умение делить круг и квадрат на две и четыре части.
Умение ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний:
Умение называть домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.
Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.
Знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.
Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.
Психологическая готовность ребенка к школе:
Социально-психологическая готовность к школе:
Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
Умение общаться со сверстниками и взрослыми(ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
Умение принять учебную задачу (внимательно слушать, при необходимости уточнить задание).
Развитие школьно-значимых психологических функций:
Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).
Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа).
Координация системы глаз — рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии.
Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим сравнительным признакам).
Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15–20 минут).
Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация).
Социальная готовность ребёнка к школе:
Умеет ли ребенок играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?
Есть ли у ребенка друзья?
Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?
Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?
Есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?
Преобладающий стиль поведения: агрессивный, позитивный.
Развиваем речь
Старший дошкольник без труда произносит звуки, умеет строить сложные, но связные предложения. Его словарный запас увеличился: если в 3 года ребёнок знал около 1200 слов, то в 6 лет — в три раза больше. Активное общение и решение заданий и упражнений на развитие речи помогут дошкольнику заговорить красиво и складно.
«Разминка для языка»
Выучите вместе несколько скороговорок и потренируйтесь произносить их без запинки:
Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала;
Ёж жевал в своем жилье ежевичное желе;
Кот молоко лакал, а Витя булку в молоко макал;
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня;
Дима дарит Дине дыни, дыни Дима дарит Дине;
Мама, нас ты не ищи, щиплем щавель мы на щи.
Задание «Я всё знаю»
Прочитайте слово и попросите объяснить его значение. Пример: слово «стул». К какой группе предметов он принадлежит (мебель), из чего сделан (из дерева), зачем он нужен (чтобы сидеть на нем)? Слова для выполнения задания: тетрадь, самолет, карандаш, стол.
Упражнение «Расскажи, что видишь»
Возьмите книгу с яркими сюжетными иллюстрациями, выберите занимательную картинку и задавайте вопросы по ней: кто? что делает? когда? зачем? почему? Разговориться помогут наводящие фразы: «Как ты думаешь?», «А тебе встречалось такое?» и т.п.
Упражнение «Журналист»
Предложите поиграть в журналиста и взять у вас интервью. Можете представить себя певцом, актером, спортсменом. Существующим или выдуманным — не важно, главное — зажечь интерес у ребёнка. За этим упражнением вы нескучно проведете время и научитесь грамотно строить